Как создать ментальную карту, как дидактическое пособие?

Время информационных технологий, в котором мы живем, вынуждает нас, педагогов, все больше задумываться о том, как помочь нашим детям охватить тот объем информации, что обрушивается на них, как помочь им увидеть взаимосвязи событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить, создавать новое, что является требованиями ФГОС ДО. Цель любого педагога в обучении ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи взрослого. Задача – научить ставить перед собой цель, задавать вопросы и находить на них ответы, путем сложных рассуждений делать правильные выводы,  вовлечь  в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания.

Обучение детей и повышение квалификации педагогов должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям и отвечает метод использования ментальных карт, с которым я вас сегодня познакомлю.

Майндмэппинг (mindmapping,) — это удобная и эффективная техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, графической форме. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой темы. Ментальные карты разработал английский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века. Английское название «mind-maps», переводится как «карты ума», «карты разума», «карты памяти», «ментальные карты».

Ментальные карты - это техника визуализации мышления. Идея ментальных карт основывается на сходствах между изображением процесса мышления и устройством человеческого мозга. Она, как и нейрон, имеет радиальную структуру.

Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. В нашей голове одновременно «думается» множество мыслей, каждая из которых непрерывно уходит в сторону, разветвляется или пересекается с другими. При столкновении разных мыслей, порождаются новые.

 Метод ментальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

Ментальные карты — это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать. С помощью неё развиваются творческие и речевые способности детей, активизируется память и мышление и это её главное отличие от других способов визуализации. В современном мире дети ежедневно получают большой поток информации и техника ментальных карт помогает организовать и упорядочить её. А также лучше воспринять, запомнить её. Метод ментальных карт помогает ребёнку структурировать информацию об окружающем мире, которую ему предстоит усвоить.

Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего тем, что ментальные карты активируют память. Мысли, изложенные на бумаге гра​фическим способом, представляют определенную схему действий, упрощают процесс запоминания. Ментальные карты помогают выявить имеющиеся знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавлять и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом. На сегодняшний день метод ментальных карт является инновационным направлением в дошкольной педагогике.

Преимущество ментальных карт в том, что:

1.​ Их легко составить.

2.​ Можно запомнить быстро и качественно много информации.

3.​ При составлении данных карт развивается мышление, память, воображение.

4.​ Экономия времени (Писать нужно мало, написать можно быстро).

5.​ В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.

6.​ Концентрация информации на важных моментах.

Ментальные карты могут использоваться для:

1.​ планирования деятельности

2.​ разработка проектов

3.​ закрепление и обобщение материала

4.​ составление детьми рассказов

5.​ упорядочивания и систематизации информации.

Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить ментальную карту.

Правила создания карт:

  1. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  2. Основная идея, тема располагается в центре.
  3. Для изображения центральной идеи можно использовать пиктограммы. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  4. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  5. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  6. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
  7. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  8. Ментальная карта может дополняться постепенно, по мере поступления новой информации. 

Алгоритм действий при построении интеллект-карты

1. Центральный образ (основную идею) располагаем в центре листа.

Центральный образ должен быть для вас самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Для этого максимально четко ставьте задачу, используйте при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.

Начинайте с главной мысли — и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.

2. Основные темы, непосредственно связанные с объектом внимания (ветви 1-го уров-ня), изображаем расходящимися от центрального образа в виде плавных линий (вет-вей), обозначаем и поясняем ключевыми словами или образами, ассоциирующимися с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.

Создавать и читать следует по часовой стрелке, начиная от правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, вам необходимо пронумеровать очередность чтения.

3. Вторичные идеи также изображаем в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка, то же справедливо и для третичных ветвей и т.д.

Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ. Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.

4. Делаем карту более эффективной и привлекательной с помощью использования множества цветов.

В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных людей.

5. Добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.

Экспериментируйте! Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже должна быть уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.

Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Старайтесь все слова располагать горизонтально. Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию. Используйте печатные буквы. Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями. Информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро.

6. При необходимости можно соединить понятия на разных ветках с помощью допол-нительных стрелок.

Стрелки могут быть разных цветов, толщины, начертания. Все зависит от их важности в данной интеллект-карте. Не создавайте прямых линий!

7. Для большей понятности можно оформить фоновыми цветами различные смысловые блоки, обозначить нумерацию.

Используйте группировку для обозначения односмысловых групп. Это могут быть разно-цветные фоны, просто контуры или что-то другое.

Если вы не используете в своей интеллект-карте правило чтения по кругу (по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла), смысловые блоки следует пронумеровать.

Как правило, впоследствии для восприятия информации с интеллект-карты вам даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.

Приведем пример:

Изучая данный метод, я брала информацию из разных источников, познакомилась с опытом работы других детских садов, которые используют с детьми метод ментальных карт, а также педагоги используют при планировании деятельности и разработки проектов.

- Сейчас я предлагаю рассмотреть пример ментальной карты по темам «Времена года».

Ментальные карты можно использовать в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно эстетическое. Ознакомление с таким методом запоминания информации можно начинать со старшего возраста. Наша цель на занятиях с использованием ментальных карт – это формирование навыка последовательности своих действий с помощью визуализации мышления. И добиваемся мы её через решение следующих задач:

Создание условий для овладения детьми технологией заполнения ментальной карты;

Развитие умения визуализировать и устанавливать причинно-следственные связи между окружающими предметами;

Воспитание у детей навыка совместной деятельности.

При составлении ментальных карт необходимо соблюдение определённых правил:

В центре листа – основная идея;

Толстые ветви – от 3 до 7;

Использование цветных карандашей или фломастеров;

Применение картинок с реалистичным изображением или символами.

Предварительная работа заключается в совместной подготовке с детьми карточек с картинками или символами. Мы их обязательно ламинируем, это придаёт им яркость и прочность, что позволяет нам использовать их многократно. Таким образом, у нас получилась достаточно большая коллекция карточек по разным лексическим темам. Ментальные карты можно составлять в горизонтальной (на столе) или в вертикальной (на мольберте) плоскости. Если мы работаем с мольбертом, то с обратной стороны картинок клеим магнитные полоски.

При составлении описательных рассказов дети самостоятельно отбирают картинки, характерные для изучаемого объекта, в зависимости от лексической темы. Например, тема «Фрукты».

Где растёт? («берёзка»-в наших краях, «пальма»-в жарких странах)

Какой на ощупь? («подушка»-мягкий, «камень»-твёрдый)

Цвет (цветные кляксы: красная, оранжевая, жёлтая, зелёная, голубая, синяя, фиолетовая)

Что можно приготовить? («стакан»-сок, компот, кисель, «банка»-варенье, «кусок пирога»-разная выпечка)

К концу занятия получается очень красивая яркая наглядная схема, в процессе составления которой у каждого ребёнка есть возможность придумать свой рассказ о любимом фрукте.

Очень помогают ментальные карты при закреплении речевого материала по временам года. В центре листа большой круг определённого цвета, в зависимости от времени года («белый»-зима, «зелёный»-весна, «красный»-лето, «оранжевый»-лето). От центра разноцветные толстые ветви и тонкие, так называемые подветви («зелёная»-растительный мир, подветви-деревья, цветы, трава, ягоды; «голубая» – природные явления, подветви-небо, солнце, осадки, ветер; «коричневая»-живой мир, подветви-животные, птицы, насекомые; «красная»-мир людей, подветви-одежда, занятия; «оранжевая»-месяцы, подветви-названия месяцев, например: сентябрь, октябрь, ноябрь).

Страница обновлена 14.02.2024