О доступности образовательных услуг для инвалидов и детей с ОВЗ

Работа с детьми ОВЗ

Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Цель  инклюзивного образования ДОУ: Создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.

 Задачи  инклюзивного образования:

1.Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.

2.Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.

3.Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.

Конвенция ООН о правах инвалидов

Федеральный закон от 24.12.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» 

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  4. Все люди нуждаются друг в друге;

  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Самые распространенные вопросы.

    Многие родители с подозрением и настороженностью относятся к инклюзивному образовании. Они задают одни и те же вопросы:

Что будет дальше с этими «особенными» детьми? Всё равно они не будут такими, как все. Так зачем, тогда все это?

  • Особый ребенок вполне может успешно общаться в детском саду, закончить школу, поступить в институт и получить профессию, но дается ему это гораздо труднее, чем обычному ребенку. Мы не можем заранее, знать удастся ли особенному ребенку развиться до такой степени, что бы окружающие считали его «таким как все». Но мы можем и должны дать ему шанс! Ребенок ходит в детский сад, т.е. живет, как и большинство дошкольников, и все это ценно само по себе.

В детском саду, есть образовательные занятия, дисциплина, «особенному» ребенку, будет очень сложно. И я не вижу пользы от общения моего ребенка с «особенным»?

  • Часто особенные дети интеллектуально вполне могут справиться с программой. Для них сложнее научиться взаимодействовать и общаться. Для дошкольников еще нет разницы особенный перед ними сверстник или нет. Они взаимодействуют, помогают, играют, с «особенными детьми», так же как и с обычными. За время нашей работы мы убедились в том, что отношение детей к особенностям друг друга в большой степени зависит от отношения взрослых к особенностям детей.
  • В дальнейшем в школе, у «особенных детей» больше шансов на то, что их не будут обижать другие дети. А обычные дети, будут добрее, у них будет более развито чувство сострадания. Они не будут насмехаться, всегда будут готовы придти на помощь.

Воспитатель больше внимания уделяет «особенным» детям тратит на них больше времени, в итоге страдают нормальные дети, они недополучают внимания и знаний.

  • Особых детей не должно быть больше 1-2х человек в группе, тогда для остальных будет только полезен этот опыт, всё зависит от позиции воспитателя. Наряду с этим, в нашем детском саду к «особенным» детям прикреплен  психолог. Всегда помимо воспитателя присутствует человек, готовый придти на помощь «особенному» ребенку.

Не влияет ли негативно на обычных детей их совместное пребывание с проблемными «особенными» детьми?

  • Ребенок будет взрослеть, и ему придется встречаться со всякими детьми и взрослыми, и он должен уметь общаться с ними. Уходя из детского сада в школу, он должен вынести отсюда не только начальные знания, но и социальные навыки общения и взаимодействия с людьми. Проблемных детей становиться все больше, поэтому они встретятся обычному ребенку в любой школе. Наконец наша страна увидела эту проблему и стали ее решать, а не делать вид, что проблемы не существует.

    Если нам не удалось убедить Вас в важности инклюзивного образования, и у Вас остались вопросы, мы с радостью ответим на них.


 


 Об обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ

В  МБДОУ "Детский сад №7 "Улыбка"" функционирует 3 возрастные группы

Для обеспечения «равного доступа к образованию, в МДБОУ «Детский сад  № 7 «Улыбка» создаются условия доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: На входных дверях и коридоре размещены таблички Брайля;

Территория ДОУ № 7 асфальтирована, имеет твердое покрытие; 

Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно – развивающую деятельность: педагог – психолог, учитель – логопед,  музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию,  медицинский работник;

На 2021 г. МБДОУ  посещают 4 ребенка, 1 инвалид и 3  с ограниченными возможностями здоровья. В учреждении оборудованы просторные групповые комнаты, включающие игровую, познавательную обеденную зоны. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам;

При организации образовательного пространства воспитатели и специалисты нашего детского сада руководствуются следующими принципами: информативность, вариативность, полифункциональность,  трансформируемость,  интегративность.

В ДОУ, грамотно организованная развивающая предметно-­пространственная  среда для соответствующего возраста детей, которая меняется в соответствии с сезоном и темой познавательной деятельности. Большое место отводится и для свободной самостоятельной художественной деятельности, в ДОУ имеются крупные постройки-модули, раскладные домики,  различные пособия для развития фантазии, творчества и движений.

В каждой группе создано прозрачное зонирование и оборудованы коррекционно-релаксационные пространства: творческий центр, где проводится куклотерапия, арт-терапия и лечебные спектакли; научный центр для опытно-экспериментальной деятельности; центр литературы; центр двигательной активности и др.

 Созданная развивающая предметно-пространственная  среда в ДОУ помогает ребенку отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться здоровой, творчески способной личностью.

 Наличие музыкальных, театральных зон, уголков изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей детей, а также коррекции имеющихся эмоционально-личностных проблем.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ СПОРТА:

Для развития оптимальной двигательной активности детей музыкально/физкультурный зал оснащен:

Физкультурный зал оборудован необходимыми пособиями и инвентарем (мячами разных видов, скакалками, гимнастическими палками).

При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, объемная змейка.

СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ КАБИНЕТЫ:

Кабинет учителя-логопеда

В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащен логопедический кабинет.

Кабинет учителя-логопеда предназначен для

-проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.

-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

1.Оснащение кабинета:

-зеркало настенное с лампой дополнительного освещения;

-зеркала для индивидуальной работы;

-шкафы для хранения пособий;

-столы для детей;

-стулья детский;

-стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией.

2. Учебно-методические пособия:

а) для коррекционной логопедической работы:

по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);

по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);

по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);

по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам

б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный материал,пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок "Четвертый лишний", набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр "Чей силуэт", "Что сначала, что потом", "Путаница", "Нелепицы".

в) картотеки: (атикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упраженения на релаксации.

г) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.

Кабинет педагога-психолога

В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей.

Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСАХ, К КОТОРЫМ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ДОСТУП ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 ! Не предусмотрено !

ИНФОРМАЦИЯ О НАЛИЧИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

 ! Не предусмотрено !

 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА В ЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:

!Не предусмотрено!

ПЛАН – СХЕМА РАЙОНА РАСПОЛОЖЕНИЯ И ПРОЕЗДА К МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 7 "Улыбка"

(Паспорт дорожной безопасности)

 СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПИТАНИЯ

 Предусмотрена замена блюд для детей с аллергией и другими заболеваниями на блюда, равноценные по калорийности и витаминам.

 СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ:

В работе с детьми с ОВЗ используются игровые технологии – биоэнергопластика, здоровьесберегающие и арт-терапевтические технологии, ИКТ. Активно применяются здоровьесберегающие технологии:  пальчиковые, техника «Су-джок», дыхательные, артикуляционные, бодрящие гимнастики, гимнастика для глаз, динамические паузы, игровой самомассаж, игры на координацию речи с движениями.

На заседании психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ на ребенка-инвалида утверждается «Индивидуальный образовательный маршрут». Психолого-педагогическое сопровождение таких детей осуществляется педагогом-психологом,  учителем-логопедом, музыкальным руководителем, воспитателями. Педагогами разрабатываются индивидуальные планы работы с детьми -инвалидами на основе предоставленных в ДОУ индивидуальных программ реабилитации, абилитации с учетом всех рекомендаций. Ежедневный план работы с детьми-инвалидами корректируется в сентябре каждого года и включает:  занятия по развитию речи, музыке, рисованию, физической культуре,  в соответствии с учебным планом группы, в которой находится ребенок-инвалид. Регулярно 2 раза в год проводится диагностическое обследование ребенка-инвалида с целью определения уровня развития и усвоения программного материала по всем направлениям. Диагностику проводят все специалисты. Результаты диагностики анализируются и обсуждаются на педсоветах и ПМПК и  отображаются в отчетах педагогов.

Образец индивидуально образовательного маршрута

Памятка «Подготовка пакета документов для обследования ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии»

 

Страница обновлена 07.11.2024