Как создать ментальную карту вместе с детьми?

 Что такое ментальные карты?

 Термин  “ментальная карта” был введен английским психологом Тони Бьюзаном и с английского языка дословно переводится, как «карта ума, мысли», а означает технику визуализации мышления, благодаря которой возможно запоминать большие объемы информации. Чтобы поток мыслей превратить во что-то более осмысленное и результативное, создание ментальных карт происходит посредствам упорядоченного плана в виде схем и рисунков. На сегодняшний день данный метод называют по-разному: “Карты ума”,  “Интеллект карты”,  “Карты знаний”,  “Мыслительные карты”. Цель создания карты мыслей, по мнению Тони Бьюзана, это желание навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.
В классических версиях основная идея рисуется в центре, а все дополнительные -  вокруг. Можно рисовать ментальные карты слева направо, можно сверху вниз, можно “ромашкой” или “звездочкой”. Главное - фиксировать ход мыслей.
Если мы захотим создать ментальную карту на тему “Подарок”, то в центре нарисуем коробочку, которая будет отражением данного слова, его символическим сопровождением. Затем от нашего рисунка мы проведем красочные, четкие ветви (линии, шаги) первого порядка и отметим, что подарки могут  быть оригинальными, традиционными, нематериальными, это также может быть техника и хобби. На линиях второго порядка мы можем расписать подробнее наши идеи. Например, от ветви, на которой написано, традициооные подарки, мы можем провести линии и дописать: одежда, книги, деньги, парфюм, косметика, посуда и тд. Когда мы заполним все ветви, то получим подробную информацию о том, что можно подарить и какими могут быть подарки. В результате выполненной работы, мы можем описать технологию создания ментальной карты:
1. Лист бумаги расположить горизонтально для удобного размещения рисунков или картинок, которые можно вырезать и наклеить (можно использовать любой формат бумаги: от бумаги размером А4 до ватмана)
2. В центре помещаем главную идею карты. Можно написать слово, нарисовать картинку, предмет и т. д.
3. Далее, разноцветными фломастерами проводим линии от слова, картинки, каждая является фрагментом темы в целом.
4. Каждая линия обозначается так же картинкой или словом.
5. В ветви добавляем детали, иллюстрации, символы и т. д.
Ребенку в детском саду  совершенно не обязательно знать всю суть и философию создания ментальных карт. Детям нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый. Поэтому знакомство воспитанников с ментальными картами следует начинать, выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку. Составленная ментальная карта поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему. Так, при реализации проектной деятельности, ментальные карты помогли ребятам средних и старших групп узнать, какими бывают эмоции и почему люди могут злится или радоваться, смогли самостоятельно сделать выводы о том, что дружба похожа на конфету, радугу, игрушку, она яркая, сладкая, живет в песочнице, детском саду, пахнет арбузом и яблоками.

Особенности работы с ментальными картами в детском саду:

Для воспитанников младшего и среднего дошкольного возраста ментальная карта является по сути демонстрационной, опорной  таблицей.

Воспитанники старшего дошкольного возраста способны составить интеллектуальные  карты по образцу и под руководством воспитателя. При этом дети говорят, что они считают важным, необходимым для размещения на карте по изучаемой теме, ищут ключевые слова. Результатом их деятельности становится творческий продукт.

Какие навыки позволяют развить ментальные карты?

- умение классифицировать;

- умение планировать;

- умение обобщать, размышлять;

- инициативность;

- самостоятельность;

- речь, умение составлять рассказы по лексическим темам;

- творчество, нестандартные решения.

Таким образом, метод ментальных карт помогает оформить  информацию в ясной, привлекательной и убедительной форме, облегчает запоминание. Методика оказывается очень эффективной для всестороннего развития детей. На всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря, речи. В результате применения интеллектуальных карт ребенок развивается: он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

Страница обновлена 14.02.2024